ГЛАВА СЕДЬМАЯ
ЗАКОН ОБЩЕЖИТИЯ
Необходимость общественной жизни — Уединенная жизнь. Обет молчания — Семейные узы
§ 116. НЕОБХОДИМОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
766. Общественная жизнь, природное ли она установление?
"Разумеется; Бог создал человека, чтобы тот жил в обществе. Бог не дал бесполезно человеку слово и все другие способности, необходимые для того, чтобы вести жизнь в общении с другими."
767. Полное уединение, противоречит ли оно закону природы?
"Да, поскольку люди ищут общества инстинктивно и потому что все они должны содействовать прогрессу, обоюдно себе помогая."
768. Человек, ища общества, повинуется ли он лишь какому-то личному чувству, или же в этом чувстве есть некая цель Провидения более общего характера?
"Человек должен прогрессировать; один он не может этого, ибо у него нет всех способностей; ему нужно соприкосновение с другими людьми. В уединении он лишь тупеет и хиреет."
+ Ни один человек не имеет полноты способностей: соединившись в общество, люди себя друг другом дополняют, чтобы обеспечить свое благосостояние и прогрессировать: вот почему, нуждаясь друг в друге, они созданы для того, чтобы жить в обществе, а не уединенно.
§ 117. УЕДИНЕННАЯ ЖИЗНЬ. ОБЕТ МОЛЧАНИЯ
769. Общее правило таково, что общественная жизнь явление естественное, но ведь различие и множественность вкусов явление также естественное; так почему же склонность к полному уединению должно считать достойной осуждения, если она приносит человеку удовлетворение?
"Эгоистическое удовлетворение. Есть люди, находящие удовлетворение в том, чтобы опьяняться: ты одобряешь их? Богу не может быть угодна та жизнь, которая обрекает человека быть бесполезным для других."
770. Что думать о людях, живущих в полном затворничестве, чтобы избежать пагубного влияния мира?
"Эгоизм вдвойне."
— Но если это уединение имеет целью некое искупление, поскольку, назначая его себе, человек терпит мучительные лишения, то не будет ли оно похвально?
"Делать больше добра, чем сделал зла, — вот лучшее искупление. Иначе, избегая одного, зла, человек попадает в другое, ибо он забывает закон любви и милосердия."
771. Что думать о тех, кто бежит от мира с тем, чтобы посвятить себя утешению несчастных?
"Они возвышаются, унижаясь. У них двойная заслуга от того, что ставят себя выше материальных наслаждений и делают добро, исполняя закон труда."
— А те, кто ищет в уединении спокойствия, необходимого для некоторых занятий?
"Вовсе не в этом заключается полное уединение эгоиста; они не изолируются от общества, поскольку они трудятся ради него."
772. Что думать об обете молчания, предписанном некоторыми сектами с самой глубокой древности?
"Спросите лучше, является ли слово природной способностью и зачем Бог дал ее человеку. Бог осуждает злоупотребление, а не пользование способностями, которые Он даровал. Однако молчание весьма полезно; ибо в молчании и тишине ты сосредоточиваешься; дух твой делается свободнее и может тогда вступить в общение с нами; но обет молчания — это глупость. Разумеется, те, кто рассматривают эти добровольные лишения как деяния добродетели, имеют благое намерение; но они заблуждаются, потому что недостаточно понимают подлинные законы Божьи."
+ Обет абсолютного молчания, так же как и обет одиночества, лишает человека общественных связей, которые могут ему предоставить возможность делать добро и претворять закон прогресса.
§ 118. СЕМЕЙНЫЕ УЗЫ
773. Почему у животных родители и дети не узнают друг друга, когда эти последние не имеют более нужды в их внимании?
"Животные живут жизнью материальной, а не нравственной. Нежность матери к.своим малышам имеет своей основой инстинкт сохранения существ, которым она дала жизнь; когда существа эти могут сами позаботиться о себе, то ее задача оказывается выполненной, и природа от нее не требует большего; поэтому она оставляет их, чтобы заняться вновь родившимся."
774. Есть люди, которые из того факта, что животные в конце концов оставляют своих детенышей, делают вывод, будто у человека семейные узы суть не более чем результат общественных нравов, а не закона природы; что мы должны об этом думать?
"У человека иная судьба, чем у животных: к чему, стало быть, все время желать уподобить его им? У него, помимо физических потребностей, есть еще иное свойство: это необходимость прогресса; для прогресса необходимы общественные связи, а семейные узы укрепляют эти связи: вот почему для человека семейные узы — закон природы. Бог пожелал, чтобы люди научились в них братской любви друг к другу." (См. № 205).
775. Каков был бы для общества результат ослабления семейных связей?
"Обострение эгоизма."