ГЛАВА СЕДЬМАЯ

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ТЕЛЕСНУЮ ЖИЗНЬ

Преддверие возвращения — Соединение души и тела — Нравственные и интеллектуаяьные качества — Влияние организмаИдиотство, безумие, сумасшествие — О детстве — земные симпатии и антипатии — Забвение прошлого


§ 54. ПРЕДДВЕРИЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ

330. Знают ли духи время своего перевоплощения?

“Они предчувствуют его, как слепой ощущает огонь, когда к нему приближается. Они так же знают то, что должны вновь обзавестись телом, как вы знаете, что однажды должны умереть, хотя вам и не известно, когда именно это произойдет.” (См. № 166).

— Стало быть, перевоплощение является необходимостью духовной жизни, как смерть есть необходимость жизни телесной?

“Совершенно верно, так оно и есть.”

331. Все ли духи озабочены своим предстоящим перевоплощением?

“Есть среди них такие, которые совсем об этом не думают, которые даже не понимают этого: что определяется степенью их большей или меньшей развитости. Для некоторых же неуверенность, в каковой они пребывают по поводу своего будущего, является их наказанием.”

332. Может ли дух приблизить или отодвинуть миг своего воплощении?

“Он может приблизить его, если устремляет к нему свои желания; он может также отдалитъ его, если отступает перед испытанием, ибо среди духов есть и трусы, и те, что исполнены безразличия, но это не пройдет ему безнаказанно: он будет страдать от этого, как тот, кто отступает от целебного снадобья, которое одно только и могло бы исцелить его.”

333. Если бы некий дух чувствовал себя вполне счастливым в этом среднем состоянии среди скитающихся духов и не помышлял бы о том, чтобы подняться выше, то мог бы он до бесконечности пребывать в этом положении?

“До бесконечности, нет: продвижение есть потребность, коию дух рано или поздно ощущает; подняться должны все: это их судьба, их предназначение.”

334 Заранее ли предопределено соединение души с тем или иным телом или же выбор этот делается в самое последнее мгновенье?

“Дух всегда назначается заранее. Избирая себе испытание, коему он хотел бы подвергнуться.-дух испрашивает разрешения на воплощение; но Бог коий знает и зрит все и вся, знал и зрил заранее, что такая-то душа соединится с таким-то телом.”

335. Выбирает ли дух тело, в которое он должен войти, иди только род жизни, каковой должен служить ему испытанием?

“Он может выбирать и тело, ибо несовершенства этого тела суть для него испытания, помогающие его продвижению, если он одолевает встречающиеся ему в нем препятствия. Но все-таки выбор не всегда зависит от него; и он тогда может только просить.”

— Может ли дух в последнее мгновение отказаться войти в избранное им тело?

“Если бы он отказался, то стал бы страдать из-за этого гораздо сильнее, чем тот, кто не подвергал себя никакому испытанию.”

336, Может ли такое быть, что ребенок, который должен родиться, не нашел бы духа, пожелавшего в него воплотиться?

“Бог принял бы меры. Ребенок, когда он должен родиться жизнеспособным, всегда предназначен к тому, чтобы иметь душу; ничто не было создано без замысла.”

337.- Соединение духа с таким телом, может ли оно налагаться Богом?

“Оно может налагаться так же, как и различные испытания, особенно, когда дух еще не способен сделать выбор со знанием дела. В качестве искупления дух может быть принужден' к соединению с телом ребенка который по своему рождению и положению, предназначенному ему, сможет стать ддя него орудием наказания.”

338. Если бы случилось, что несколько духов изъявили желание воплотиться в одном и том же теле, как бы разрешилась такая трудность?

“Многие могут попросить этого воплощения: а таких случаях сам Бог решает, кто из них более способен исполнить миссию, к каковой предназначен Данный ребенок; но, я уже говорил, дух назначается до того мига, когда он должен соединиться с телом.”

339. Миг воплощения — сопровождается ли он смятением, похожим на то, которое имело место при выходе из тела?

“Гораздо большим смятением, и более долгим. При смерти дух освобождается от рабства; при рождении он возвращается в него.”

340. Миг воплощения, исполнен ли он для духа торжественности? Совершает ли он это действие как дело серьезное и важное для себя?

“Он походит на путешественника, садящегося на корабль, чтобы плыть в опасное и дальнее плаванье, не ведающего, не найдет ли он смерть в волнах, с коими встретится.”

+ Путешественник, садящийся на корабль, знает, каким опасностям подвергается, но он не знает, обязательно ли он потерпит кораблекрушение; так обстоит дело и с духом: он знает род испытаний, которым он подвергнется, но не знает, выдержит ли он их.

Так же как смерть тела есть своего рода возрождение для духа, так и воплощение есть для духа своего рода смерть, или скорее изгнание и заточение. Он покидает мир духов ради мира физического, как человек покидает мир физический ради мира духовного. Дух знает, что он вновь воплотится, так же, как человек знает, что он умрет; но как тот, так и другой вполне сознают это лишь в тот последний миг, когда назначенное время пришло. И тогда, в этот верховный миг, смятение овладевает им; это как агония у человека; и смятение это длится до той поры, пока новое существование его не приобретет устойчивость. Приближение воплощения — своего рода агония для духа.

341. Неуверенность, в каковой дух находится в связи с тем, выдержит ли он испытания, с которыми встретится в жизни, является ли она для него причиною беспокойства перед воплощением?

“Да, и причиною весьма большого беспокойства, поскольку жизненные испытания затормозят или продвинут его, в зависимости от того, хорошо или плохо он их выдержал.”

342. Вмиг воплощения духа сопровождают ли его друзья-духи, присутствующие при его уходе из мира духовного, как они приходят встретить его, когда он туда возвращается?

“Это зависит от того, на какой планете этот дух живет. Если он с тех планет, где царит Любовь, то духи, любящие его, сопровождают его до последнего мгновения, ободряют его и зачастую даже следуют за ним по жизни.”

343. Духи-друзья, следующие за нами по жизни, не те ли это, кого мы порой видим во сне, кто выказывают нам свою любовь и являются нам в лицах, черты которых нам не знакомы?

“Очень часто это они и есть; они приходят вас навестить, как вы навещаете заключенного в тюрьме.”


§ 55. СОЕДИНЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА

344 В какой миг душа соединяется с телом?

“Соединение начинается при зачатии, но оно полно лишь в момент рождения. От мгновенья зачатия дух, предназначенный жить в данном теле, соединен с ним флюидической связью, которая все более усиливается к тому мигу, как дитя выйдет на свет: крик, который испускает тогда младенец, есть возвестие того, что он теперь входит в число людей и призван служить Богу.”

345. Соединение духа и тела, окончательно ли оно в миг зачатия? Во время этого первого этапа мог бы дух отказаться жить в назначенном ему теле?

“Соединение окончательно в том смысле, что какой-либо другой дух не смог бы заменить того, который назначен для данного тела: но так как нити, связывающие дух с телом, еще очень слабы, то они легко обрываются и могут порваться по воле духа, отступающего пред избранным им самим испытанием: но тогда ребенок не будет жить.”

346. Что происходит с духом, если тело, которое он избрал, умирает до рождения?

“Он выбирает себе другое.”

— Какова может быть полезность этих преждевременных смертей?

“Причиною этих смертей чаще всего является несовершенство материи.”

347. Какую полезность может иметь для духа его воплощение в теле, умирающем несколько дней спустя после своего рождения?

“В этом случае дух не обладает полным сознанием своего существования; смерть не имеет почти никакой важности: зачастую, как мы говорили, это просто испытание для родителей.”

348. Знает ли дух заранее, что тело, которое он выбрал, не имеет шансов на жизнь?

“Иногда он это знает, но если он выбирает его по этой самой причине, то это значит лишь, что он отступает пред испытанием.”

349. Когда по какой-либо причине воплощение духу не удалось, то сразу ли оно заменяется каким-то другим существованием?

“Не всегда сразу; духу нужно время, чтобы сделать. новый выбор, если только неудавшееся воплощение не было намечено, таковым заранее.”

350. Дух, будучи раз соединен с телом ребенка и когда от него уже нельзя отказаться, сожалеет ли он о сделанном им выборе?

“Хочешь ли ты сказать, что он жалуется, как человек, на жизнь, которою обладает? Не хотелось ли ему бы жить другой жизнью? Да, если бы он сожалел о сделанном им выборе? но он ведь не знает, что это он сам избрал себе такую жизнь. Дух, будучи раз воплощен, не может сожалеть о выборе, который он теперь не сознает как сделанный Им; но он может найти, что бремя слишком тяжело, и если он сочтет его превышающем его силы, то тогда прибегает к самоубийству.”

351. В промежутке от зачатия до рождения пользу ется ли дух всеми своими способностями?

“Более или менее, в зависимости от периода, поскольку он еще не воплощен, а только соединен. С мига зачатия тревога начинает овладевать духом, а это предупреждает о том, что близится мгновение, когда придется начать новое существование; тревога эта все возрастает до самого рождения: в этом промежутке его состояние приблизительно соответствует состоянию воплощенного духа во время сна тела; по мере того как приближается момент рождения, мысли его стираются, равно как и воспоминание о прошедшем, которого, вступив в жизнь, он более не сознает; но это воспоминание постепенно вернется, когда он будет в состоянии духа.”

352. В момент рождения сразу ли дух обладает полнотою своих возможностей?

“Нет, они развиваются постепенно вместе с органами. Для него это новая жизнь, и нужно, чтобы он научился пользоваться своими новыми орудиями: мысли понемногу возвращаются к нему, как это происходит у человека, пробуждающегося ото сна, когда он оказывается в положении, отличном от того, в каком он был накануне.”

353. Поскольку соединение духа и тела в зародыше не полно и окончательно устанавливается лишь после рождения, то можно ли считать, что зародыш имеет душу?

“Дух, который должен одушевить его, существует некоторым образом вне его; зародыш, стало быть, если говорить строго, не имеет души, поскольку воплощение еще только на пути осуществления; но он связан с той душой, которою должен обладать.”

354. Как следует понимать внутриутробную жизнь?

“Это жизнь прорастающего растения. Ребенок же живет жизнью животного. Человек содержит в себе жизнь животную и жизнь растительную, каковые он дополняет с рождения жизнью духовной.”

355. Есть ли, как на то указывает наука, дети, которые от лона матери не родились жизнеспособными; и с какой целью это имеет место?

“Это часто случается. Бог позволяет это как испытание либо для родителей, либо же для воплощающегося духа.”

356. Есть ли мертворожденные дети, которые не были предназначены для воплощения духа?

“Да, есть такие, которые никогда не имели духа, который должен был в них воплотиться: для них ничто не должно было произойти. И тогда ребенок этот является лишь для родителей*.”

—Может ли подобное существо достичь срока?

“Да, иногда, но и тогда оно не будет жить.” — Всякий ребенок, переживающий свое рождение, стало быть, обладает духом, коий в нем воплощен?

“Чем бы он был без него? Это не было бы человеческое существо.”

357. Каковы для духа последствия аборта?

“Это жизнь, которая не состоялась и которую надо начинать заново.”

358. Является, ли аборт преступлением, независимо от времени зачатия?

“Всегда есть преступление, как только вы преступаете закон Божий. Мать или кто иной всегда совершает преступление, отнимая у ребенка жизнь до его рождения, ибо это значит помешать душе вынести испытания, орудием коих должно быть данное тело.”

359. Если жизнь матери была бы в опасности из-за рождения ребенка, было бы преступным пожертвовать ребенком ради спасения матери?

“Лучше пожертвовать тем существом, которого нет, нежели тем, которое есть.”

360. Разумно ли ставить знак равенства между зародышем и телом ребенка, который уже живет?

“Во всем этом усматривайте волю Божью и дело Его; не будьте легкомысленны с вещами, коие вам должно уважать. Почему не уважать творения, каковые неполны порой по воле Создателя? Это входит в Его замыслы, о которых никому не дано судить.”

________
* Здесь имеются в виду не только мертворожденные дети, но и выкидыши. Это несчастье — тяжелое испытание для родителей. Именно в этом смысле и сказано, что ребенок тогда является лишь для них. (И. Р.)


§ 56. НРАВСТВЕННЫЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

361. Откуда приходят к человеку его нравственные качества, хорошие или дурные?

“Сее суть качества духа, воплощенного в нем; чем чище дух этот, тем более склонен человек к добру.”

—Из этого, видимо, следует, что хороший человек — воплощение благого духа, а порочный — духа дурного?

“Да; но скажи лучше, и так будет вернее, духа несовершенного, иначе можно было бы думать, будто дурные духи навсегда дурны, как те, кого вы называете „демонами".”

362. Каков характер индивидов, в которых воплощаются домовые и духи легкомысленные?

“Это ветреники, проказники, а порой и зловредные существа.”

363. Есть ли у духов страсти, не свойственные, людям?

“Нет, иначе бы они сообщили их и вам.”

364. Один и тот же ли дух сообщает человеку как нравственные качества, так и качества ума?

“Разумеется, один и тот же, и в зависимости от степени развитости, которой он достиг. Человек не имеет в себе двух духов.”

365. Почему люди очень умные, что должно бы означать, что в них живет высший дух, порой оказываются одновременно глубоко порочны?

“Это оттого, что воплощенный дух недостаточно чист, и человек уступает в таком случае влиянию других, более плохих духов. Дух прогрессирует едва ощутимым восходящим движением, но прогресс его не идет сразу во всех направлениях: водно время он может продвинуться более в знании, в другое — в нравственности.”

366. Что думать о том мнении, будто различные умственные и нравственные способности человека являются результатом проявления множества разных духов, воплощенных в нем и обладающих каждый своим* особым свойством?

“Поразмыслив, нетрудно понять, что это нелепость. Дух должен обладать всеми способностями. Для того чтобы прогрессировать, ему нужна единая воля, и если бы человек был слагаемым разных духов, то этой бы воли не существовало и он бы потерял индивидуальность, поскольку при его смерти все эти духи разлетелись бы, словно стая птиц, вырвавшихся из клетки. Человек часто жалуется, что он не понимает некоторых вещей: курьезно при этом видеть, как он сам умножает свои трудности, когда под рукой у него имеется объяснение совсем простое и совершенно естественное. Это опять-таки принимать следствие за причину. В данном случае с человеком происходит то, что язычники делали с Богом. Они верили, что богов столько, сколько и явлений в природе, но и среди язычников были люди рассудительные, которые усматривали в этих явлениях лишь следствия одной и той же причины, каковая есть Бог единый.”

+ Мир физический и мир нравственный предлагают нам в этой связи множество сравнений. Раньше верили в существование множества видов материй, поскольку останавливались лишь на видимости явлений; сегодня же мы понимаем, что все эти явления при всем своем разнообразии вполне могут быть лишь видоизменениями единой изначальной материи. Так и различные способности суть проявления одной и той же причины, каковая есть душа, или воплощенный дух, а не множество душ, подобно тому как разные звуки органа суть различные производные одного и того же воздуха, а не такого же числа родов воздуха, сколько есть звуков. Не то из такой системы взглядов следовало бы, что^ когда человек утрачивает или приобретает некоторые способности, некоторые склонности, то это происходит-де оттого, что в него входит или из него уходит такое же количество духов, что сделало бы из него некое множественное существо, лишенное всякой индивидуальности, а следственно, и всякой ответственности. Помимо того, такой взгляд опровергается бесконечными примерами проявлений, в которых духи удостоверяют нам свою личность и тождественность.


§ 57. ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗМА

367. Дух, соединяясь с телом, отождествляет ли он себя с материей?

“Материя лишь оболочка духа, как одежда — оболочка тела. Дух, соединяясь с телом, сохраняет свойства своей духовной природы.”

368. Проявляется ли способность духа после соединения его с телом во всей их полноте?

“Проявление способностей зависит от органов, служащих орудиями этого проявления; они ослабляются грубостью материи.”

— В согласии с этим, материальная оболочка должна быть препятствием для свободного проявления способностей духа, подобно тому как матовое стекло препятствует свободному прохождению света?

“Да, к тому же весьма матовое.”

+ Можно еще сравнить действие грубой материи тела на дух с действием тинистой воды, которая сковывает свободу движений погруженного в нее тела

369. Подчинено ли свободное пользование способностями души развитию органов?

“Органы суть орудия проявления способностей души; это проявление находится в прямой зависимости от развитости и степени совершенства этих самых органов, подобно тому как качество работы зависит от качества инструментов, которыми ее выполняют.”

370. Можно ли из этой теории влияния органов вывести связь междуразвитостью мозговых органов и развитостью нравственных и интеллектуальных качеств?

Не путайте причину со следствием. Дух всегда имеет способности, коие ему присущи; главное — это то, что не органы дают способности, но способности побуждают развитие органов.”

—В согласии с этим разнообразие склонностей у человека объясняется единственно положением, коего достиг дух?

“Сказать, что это „единственно", значит сказать не совсем точно; качество духа, который может быть более или менее развит, — это основа, суть: но следует учитывать и влияние материи, которая в той или иной мере сковывает проявление этих способностей.”

+ Воплощаясь, дух привносит некоторую предрасположенность, потребность в том или ином качестве, свойстве: и если допустить для каждой способности по отдельному органу, соотносящемуся с мозгом, то развитие этих органов будет следствием, а не причиной. Если бы способности имели свое начало в органах, то человек был бы попросту машиной, лишенной какой-либо воли и не способной отвечать за свои поступки. Нужно было бы допустить и то, что самые великие гении — ученые, поэты, художники — гениальны лишь потому, что случай предоставил им специфические органы, из чего уже следует, что без этих органов они бы никак не были гениями и что самый последний глупец мог бы достичь величины Ньютона, Вергилия или Рафаэля, если бы он был снабжен такими же органами: предположение еще более вздорное, если применить его к моральным качествам. Так, в согласии с этой системой, Св. Викентий Павел, если бы природа одарила его тем или иным органом, мог бы быть не святым, но злодеем: и самому величайшему злодею, окажется, недостает всего лишь одного органа, чтобы стать святым Викентием Павлом. Предположите же, наоборот, что специфические органы, коль таковые существуют, вторичны, что они развиваются упражнением способности, как мускулы укрепляются движением — и у вас не будет ничего иррационального. Возьмем самое тривиальное сравнение, сильное своей неоспоримостью. По некоторым физиономическим признакам вы без труда узнаете человека, подверженного выпивке; эти ли признаки делают его пьяницей, или же его пьянство приводит к появлению этих признаков? Можно сказать, что органы отмечены печатью проявляющихся через них способностей


§ 58. ИДИОТСТВО. БЕЗУМИЕ. СУМАСШЕСТВИЕ

371. Мнение о том, будто у кретинов и идиотов душа низшего порядка, основательно ли оно?

“Нет, душа у них человеческая, зачастую более разумная, нежели вы полагаете, она страдает от недостаточности средств, каковыми располагает для того, чтобы сообщаться с вами, как немой страдает от того, что не может говорить.”

372. Какова цель Провидения при создании столь обездоленных существ, как кретины и идиоты?

“В телах идиотов живут наказанные духи. Эти духи страдают от принуждения, которое они испытывают, и от бессилия, в каковом находятся, чтобы проявиться посредством неразвитых или неисправных органов.”

— Стало быть, нельзя сказать, что органы никакого влияния на способности не имеют?

“Мы никогда и не говорили, будто органы не имеют влияния; влияние их на проявление способностей весьма велико, но они не дают самих этих способностей; в этом разница. Если хороший музыкант станет исполнять музыку на плохом инструменте, то настоящей музыки не получится, но это вовсе не помешает ему быть хорошим музыкантом.”.

+ Следует различать состояние нормальное и состояние патологическое. В нормальном состоянии духовный настрой преодолевает препятствие, которое ему воздвигает материя: но бывают такие случаи, когда материя оказьюает настолько сильное сопротивление, что в результате духовные проявления оказываются скованы и искажены, как это происходит при слабоумии и сумасшествии: это патологические случаи, и так как в этом состоянии душа не пользуется полнотою своей свободы, то даже не всегда справедливый человеческий закон освобождает ее от ответственности за свои действия.

373. Какова может быть заслуга такого существования для идиотов или кретинов, которые не могут творить ни добра, ни зла и не могут развиваться?

“Это искупление, наложенное на них за злоупотребление некоторыми способностями; это время остановки движения.”

—Таким образом, тело идиота может заключать в себе дух, который в предыдущем существовании одушевлял гения?

“Да, гений порою становится бедствием, когда им злоупотребляют.”

+ Нравственное превосходство не всегда стоит в прямой связи с превосходством интеллектуальным, и величайшие гении могут иметь многое, что им должно искупить: существование часто низшее, чем то, которое они уже провели, и отсюда же причина их страданий: стеснения и препятствия, которые дух встречает в своих проявлениях, суть для него как бы цепи, сковывающие движения силача. Можно сказать, что кретин и идиот калечность свою имеют в своем мозге, так же как хромой — в своих ногах, а слепец — в глазах.

374. Идиот, будучи духом, сознает ли он свое умственное состояние?

“Да, очень часто он сознает его; он понимает, что цепи, сковывающие его выход, суть испытание или искупление.”

375. Каково положение духа в сумасшествии?

“Дух в свободном своем состоянии получает впечатления прямо и воздействует на материю непосредственно; но, будучи воплощен, он оказывается в условиях совершенно отличных от этого и в необходимости делать все это лишь при посредстве